12 апреля – День Иоанна Лествичника — Приметы, Традиции, Обряды

Праздники — Апрель — события и памятные даты
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Народные приметы на 12 апреля – День Иоанна Лествичника — Традиции, Обряды

Народные названия и традиции дня

Народные приметы на 12 апреля – День Иоанна Лествичника

Говорили, что именно на День Иоанна Лествичника начинал беситься Домовой – он не узнавал жильцов своего дома и безобразничал. Чтобы 12 апреля дух не нанес людям никакого время, его задабривали различными способами. Также считалось, что лучше не выходить во двор без особой необходимости, чтобы не попасться домовому на глаза. Рассказывали, что это время, когда домовой меняет свой кожный покров на новый или женится на ведьме. Этим и объясняется его беспокойное поведение. Поэтому, в день 12 апреля славяне старались загнать в хлев весь скот, запереть его там, отправиться домой и даже не выглядывать в окна, не говоря уже о том, чтобы выйти на улицу.

Как правило, необыкновенно шумным, суетливым и хлопотным выдавался этот день, потому что никому не давали покоя колобродившие во дворах и избах Домовые. И вовсе не из вредности или злобы, а оттого, что у них в начале весны якобы старая шкура спадала и от боли они себе места не находили. Хотя некоторые объясняли столь несолидное поведение Домовых иными причинами. Одни говорили, что на Иоанна Лествичника Домовые с ведьмами свадьбы играют, другие утверждали, что они с прочей нечистью дерутся. Какая из предложенных гипотез вернее — судить не беремся, ведь Домовой в славянской мифологии — фигура во всех отношениях загадочная. Он, например, считается куда как добродетельнее прочей нечисти, потому что в свое время отступился от Сатаны, хотя к людям так до конца и не прибился.

Говорят, «без Домового ни один дом не стоит», но на люди он предпочитает не показываться. Может быть, стесняясь того, что уж больно неказист: мал, пузат, да к тому же еще сивой шерстью с головы до пят покрыт. Но люди к своему Хозяину (а так в некоторых губерниях России называли Домового) относились с неизменным уважением. Например, перед тем как войти в хлев, где он любил время проводить, обязательно покашливали из деликатности, давая возможность Домовому спрятаться. А если в спешке все же заставали его за работой, он от смущения мог скотину испортить или устроить в хлеву пожар, не пожалев ни добра хозяйского, ни лошадей, к которым слабость питал, холя их, кормя и лелея. Иногда, если, например, сена не хватало, Домовой от усердия и жалости «к своей скотине» его у соседей подворовывал, не боясь вступить в драку с тамошним Хозяином, которому такой произвол понравиться, конечно, не мог.

Обычно с теми, кто с ним в одной избе находился, жил Домовой в мире и согласии, но иногда, обидевшись на что-то, устраивал настоящий погром: хлопал дверьми, раздувал или тушил огонь в печи, бил посуду, щипался до синяков, волосы путал и в колтун сбивал. А то и вовсе мог навалиться на спящего обидчика и начать его душить. В этот момент люди богобоязненные читали молитвы или «чурались», то есть кричали: «Чур меня!» Но находились смельчаки, которые хватали Домового за руку и спрашивали: «К худу или к добру?». И даже если он молчал, по тому лишь, какой была его рука, определяли, что их в будущем ждет. Холодная голая рука Домового сулила бедность и несчастье, а теплая мохнатая — богатство и благополучие.

Чтобы усмирить не на шутку расходившегося Домового, над входной дверью втыкали нож, на стенах и по углам рисовали мелом кресты, а двор обмахивали липовой палкой. В крайнем случае служили молебен, окуривали скотину ладаном, кропили святой водой. Но до таких экстремальных ситуаций старались все же не доводить, а жить со своим Домовым в мире и дружбе, всячески подчеркивая свое к нему уважение. Например, греясь на печке, ложились поперек ее, чтобы не потревожить или нечаянно не придавить отдыхающего Домового, который предпочитал растягиваться вдоль печи. Чтобы помириться с ним, следовало положить под застреху нюхательного табаку, до которого, говорят, он большим охотником был, а каждое первое число месяца ставить под печку мисочку с молоком. Не стойло забывать о Хозяине и в праздники оставив для него кусочек пирога или подарочек: разноцветную ленточку платочек, красивый лоскуток.

Домовой всегда считался покровителем семьи, ее символом, гарантом покоя и благополучия, поэтому, переезжая на новое место, своего Домового никогда не забывали. Для этого собирали в старом доме мусор у порога и рассыпали его в новой избе или брали лапоть и со словами: «Дедушка Домовой, выходи домой. Иди к нам жить» — тащили его по дороге, аккуратно перенося через новый порог и пряча под печкой. Чтобы задобрить забытого в спешке Хозяина, брали ковригу испеченного в новой избе хлеба и в полночь, повернувшись лицом к востоку, говорили: «Пожалуй, добрый друг, к нам на угощенье». Ковригу оставляли у печки или на столе, и, если утром она была надкусана, значит, Домовой, оставив обиду, все-таки приходил.

Домовые, забытые на старом месте, могли погибнуть от тоски, или, перебравшись без приглашения на новое место, сильно мстили домочадцам за их равнодушие и неблагодарность, долго не забывая нанесенной им обиды. Рассказывают, например, что как-то под Орлом сгорела изба, где целое семейство Домовых обитало. Людей к себе временно соседи пустили, а Домовые, оставшись без жилья, так горестно плакали и стонали, что мужик-погорелец, пожалев их, построил для каждого из них на пепелище маленький шалашик, попросив: «Хозяева, идите пока на спокой, не отбивайтесь от своего двора, а я, как построюсь, тут же приду за вами». Говорят, после этого плач сразу прекратился, а добрый мужик быстро отстроился, потому что Домовые по ночам приходили ему помогать новую избу ладить.

В православной церкви 12 апреля отмечали день Святого Иоанна и в честь этого выпекали специальные обрядовые печенья, которые назывались лесенками. Каждое такое печенье отдавали члену семьи – считалось, что если съешь его, то будешь здоровым весь год. Считалось, что в будущей жизни человек, съевший «лесенку», сможет взойти на небо и попасть в Рай.

Наблюдали 12 апреля за лошадьми и коровами, отмечая, что именно 12 апреля они находятся в сонном состоянии, шумно дышат, постоянно облизываются и пьют много воды. Кстати. Если лошадь пьет много – будет дождь, а если к воде практически не прикасается, то погода в ближайшее время будет ясной.

Говорили, что домовой 12 апреля куражится до первых петухов, поэтому, не выходили никуда без особой необходимости и ожидали рассвета. В остальные же дни домового не боялись и, напротив, считали его членом семьи, поскольку домовой всегда помогал добрым людям, а вот, лентяев не любил. Домовой, согласно поверьям, всегда предупреждал людей о неприятностях стуком, шумом, лаем собак. Лошади 12 апреля быстро утомлялись, если впереди была беда. Говорили, что перед чумой или войной домовые уходили за пределы сел и громко там выли. Верили в то, что домовой защищает интересы семьи. Наблюдает за огородом, хлевом, курами, свиньями, коровами, конями и другими животными. Он сочувствует семейному горю и, напротив, радуется с хозяевами в счастливые моменты. Верили, что вздохи домового 12 апреля предвещают смерть хозяина.

Однако домовой, если его не чествовали, мог и проказничать. Особенно это касалось Дня Иоанна Лествичника. Так, он мог наслать плохое самочувствие на домашний скот или мешать домочадцам спать по ночам.

Народные приметы на 12 апреля

  1. Одуванчики цветут – лето будет коротким
  2. Птицы 12 апреля сооружают гнезда на южной стороне деревьев или домов – жди прохладного лета
  3. Много дождей в апреле – примета того, что летом можно будет собрать много грибов
  4. Пчелы начали вылетать из ульев – весна наступила, и погода в это время будет теплой
  5. Листья на березе появились раньше, чем на ольхе – летом почти не будет дождей
  6. Быки и коровы задирают головы вверх, спят днем и почти не пьют – примета к тому, что скоро будет дождь
  7. Гуси летят высоко в день Иоанна Лествичника – будет много дождей весной и летом
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий