Читаем полезный совет — Композиция в коллекциях: учимся у мастодонта живописи
Вообще, при создании коллекции самое первое, что приходит в голову – это цвет. Даже не так, а цвет. Новички, как правило, начинают с монохромных гамм (монохром – «растяжка» одного цветового тона по насыщенности или яркости).
Насыщенность — интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.
Яркость — характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя.
«Продвинутые» коллекционеры рано или поздно начинают активно интересоваться гармоничными «миксами» разных цветовых оттенков и таки приходят к использованию такой замечательной штуки, как цветовой и круг и цветовые схемы, а «Искусство цвета» величайшего швейцарского художника, теоретика нового искусства и педагога Иоганнеса Иттена становится их настольной книгой.
Но, на самом деле, человеческий мозг очень хитрая, можно, сказать математическая штука, и при оценке любой визуализации (будь то картина, фото или коллекция) он практически молниеносно в первую очередь оценивает отнюдь не цвет, а общую композицию.
И возвращаясь к Иттену: в Баухаусе на курс теории цвета он зачислял студентов исключительно после успешного прохождения вводного курса «Искусство формы», посвященного композиции.
Композиция: свойства и методы
Итак, что такое композиция, её свойства и средства.
Композиция — это метод построения визуального объекта как сложной и совершенной структуры, в которой все элементы органично связаны между собой содержанием, характером, назначением, что и определяет в итоге гармоничность его восприятия зрителем.
То есть, применительно к коллекции, это гармоничная подборка, которая построена так, чтобы донести до сознания зрителя то, что хотел сказать автор.
Существуют закономерности, свойства и средства композиции.
Свойства композиции применительно к коллекциям
1. Целостность — это объединённость всех элементов композиции (коллекции) общей идеей=названием.
Когда я только начинала собирать коллекции, то частенько это происходило так: собрала черновик, и вот прям ну нравится-нравится подборка, а как назвать, не знаю. И все это оттого, что, как говорится, нарушились причинно-следственные связи. Поэтому, порядок создания коллекции, которая подарит вашему зрителю ощущение целостности и законченности, таков: идея -> название -> подборка элементов.
2. Соподчинённость и композиционный центр – эти понятия означают, что в целостной композиции или коллекции есть элементы более важные, «командующие» и задающие общий тон, и есть «подчинённые» второстепенные, как бы фоновые для главных. И те элементы, которые ощущаются «командирами» коллекции, и берут на себя роль композиционного центра. Композиционный центр коллекции – это объект или группа объектов, которые являются основным смысловым выразителем коллекции, ее «доминантой». Конечно, есть соблазн «запихать» в композиционный центр определенный товар (товары), но, увы и ах, для любителей поучаствовать в конкурсах от мастеров, которые ставят непременным условием участия нахождение своего продукта в верхней строчке (для показов в превью): удачно и гармонично сместить композиционный центр подборки в первую строчку сможет далеко не каждый коллекционер, даже весьма «продвинутый».
Ну, и для представления своего товара это тоже справедливо: либо «жертвуем» первой строкой и превью, но зато тогда при просмотре самой коллекции наш товар – «генерал», либо переводим наш товар в «рядовые», но на «передовую».
3. Равновесие объектов — это такое размещение элементов композиции, при котором зрительная ассоциация с «весом» этих элементов создает впечатление устойчивости композиционного пространства в целом. Самый простой и самый распространенный способ уравновешивания коллекций – это… «шахматка», конечно же. И, казалось бы, что вот она, панацея, но не все так просто. Подборки, которые уравновешены таким методом, хорошо выглядят сами по себе, неплохо смотрятся в ленте подписчиков и, конечно, на главной ЯМ, однако превью такой коллекции явно «хромает», ибо его композиция не уравновешена, или, как говорят художники «валится».
Чтобы исправить этот недостаток, можно «поиграть» с темными и светлыми элементами, например так:
Или вот так:
Чувство равновесия можно развивать и тренировать. Самое эффективное упражнение для этого – создавать ахроматические коллекции, то есть состоящие только оттенков серого (кстати, белый и черный – это тоже оттенки серого) или же из серого и одного любого хроматического цвета:
4. Динамика и статика.
Статичность композиции означает переданное ощущение неподвижности и покоя. Вообще, чисто статичные коллекции я не видела ни разу. Поэтому попыталась сделать такую подборку. И да, статика всегда тесно связана с симметрией:
Динамичность — характеристика композиции, означающая, что в композиции передано ощущение движения, и самые распространенные методы передачи динамики асимметрия, диагонали и, что важно именно для нас, фотографии, где есть указующие жесты рук (ног) модели и/или четкая направленность человеческого взгляда. Очень эффектно выглядят динамические превью коллекций, которые еще и тесно «увязаны» с названием подборки. Профессиональные дизайнеры на своем сленге называют такие анонсы «морда с историей», а маркетологи очень их любят.
Также для создания поистине ошеломительных подборок могут понадобиться:
Графические средства выразительности: точка, линия, пятно.
Средства композиции: контраст и ритм.
Цветовые средства выразительности: температура насыщенность цвета.
Но это достаточно объемные темы, каждая из которых заслуживает отдельной статьи. А пока всем желающим «прокачать скиллы» в создании коллекций по науке пора бежать в книжный за Иттеном!